Доведенный до нужных кондиции природный или попутный газ из ГС поступает в магистральные газопроводы. По мере движения газа по газопроводам давление его падает до экономически обоснованного минимума, после чего он снова подвергается сжатию в компрессорах магистральной КС.
Давление газа в начале участка магистрали, т. е. на выходе из КС, обычно принимается 55-60 бар, в конце участка, т. е. на приеме следующей компрессорной станции, - около 25 бар. Схема и характер оборудования магистральной КС аналогичны компрессорным станциям ГС (за исключением осушки, сероочистки и одоризации).
Для строительства магистральных газопроводов применяются бесшовные и электросварные трубы длиной не менее 12 м, изготовляемые из малоуглеродистой или низколегированной стали. Соединение труб осуществляется на сварке. В местах установки арматуры допускается применение фланцевых соединений.
Для защиты трубопроводов от коррозии применяются анти-коррозионные покрытия на битумной, петролатумной основе и из полимерных пленочных материалов.
Покрытия на битумной и петролатумной основе состоят из грунтовки, мастики и обмотки, а на основе из полимерных материалов - из грунтовки, слоя липкой пластической пленки и защитной обмотки.
Для наиболее распространенных битумных покрытий применяется грунтовка, состоящая из битума, растворенного в бензине, и битумно-резиновая или битумно-минеральная мастика.
Защитные обмотки выполняются из мешочной бумаги (крафт-бумаги), а армирующие - из стекловолокнистого холста, бри-зола и гидроизола.
Перед нанесением изоляции трубопровод тщательно очищают от загрязнений и окалины. В зависимости от степени коррозионной активности грунта применяется нормальная, усиленная или весьма усиленная изоляция.
Выбор типа и устройство изоляции, транспорт газа производится в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП I-Д, 4-62 и II-Г, 13-62).
В местах сильно коррозионных грунтов и в районах действия блуждающих токов применяются дополнительно электрические методы защиты: катодная, протекторная и электрический дренаж.
Газопроводы, не имеющие значительных попутных расходов или подводов газа, обычно делают постоянного диаметра в виде одного или двух параллельных трубопроводов. Нередко параллельный трубопровод прокладывается только на части трассы (так называемый "лупинг"). Магистрали небольшой протяженности (300-400 км) при отсутствии промежуточных КС выгоднее делать переменного увеличивающегося сечения или с лупингом на концевых участках.
Магистральный газопровод дальнего газоснабжения на протяжении своей трассы неизбежно пересекает ряд естественных и искусственных преград. К первым относятся реки, озера, овраги и пр., ко вторым - железные и автомобильные дороги.
Пересечение больших судоходных рек транспорт газа осуществляется при помощи прокладки дюкеров, т. е. трубопроводов, зарываемых в грунт русла реки. Для каждого магистрального газопровода укладывается не менее двух дюкеров. Пропускная способность каждого из двух дюкеров 70% номинальной. Дюкеры покрываются весьма усиленной изоляцией.
В случае экономической целесообразности, особенно при переходе горных рек и ущелий, делается воздушный переход на подвесках к несущему тросу или в виде свободно подвешенной трубы- нити и трубы-арки.
Пересечения газопроводом железных и автомобильных дорог, транспорт газа выглядит в виде подземной прокладки труб в специальных вентилируемых футлярах с устройством контрольных колодцев в начале и конце перехода.